dedushka_kumara


Светоискатель

Собирая по дороге звезды, упавшие вниз


Previous Entry Поделиться Next Entry
Орел на Мировом Дереве. К символике образа в свете тантрической Традиции.
dedushka_kumara
Неожиданно для себя вернулся к пройденной теме - образ двуглавого орла в мировой культуре. Решил помудрствовать лукаво и рассмотреть его символику относительно природы человеческого сознания и древних тайных психотехник. Идея этой заметки возникла у меня после прочтения монументального труда Владимира Орлова (ака bovdo) "Разорвавший небо", посвященного образу двуглавого орла в мировой культуре. Текст оказался настолько информативным, что захватил на несколько дней все мои мысли. Обилие фактов, легкость изложения, почти детективный сюжет - все это вместе доставило большую радость при прочтении. В общем, всем причастным к теме очень рекомендую!

Возьму на себя смелость и сформулирую основной вывод всего труда: двуглавый орел неразрывно связан с мифом о Мировом Дереве. Орел (и вероятнее всего, именно двуглавый) восседает наверху древа, а у корней живет его антипод - змея. Как антитезу двум головам орла, змею часто изображают с раздвоенным хвостом. Конечно, все исследование не ограничивается только этим выводом (там есть множество идей, которые порадуют даже видавшего виды знатока темы), но для моей заметки важен именно он. Ибо к этому самому Мировому дереву с его обитателями у меня уже давно есть вопросы. И вот настал момент их задать.
Начать свое повествование я хотел бы с определения основных положений, на которых основывается мое отношение к символам и мифам.

1. Все мифы и символы - квинтэссенции сложнейших представлений о человеке и об окружающем нас мире, которые были сформулированы самыми продвинутыми личностями древности. За простыми графемами и сюжетами скрываются невероятно важные и нужные для каждого человека истины. Именно так - невероятно важные и нужные! И прежде всего, с точки зрения Внутреннего Делания (некоего серьезного развития человеческой психики, как сейчас бы сказали, личностного роста). Значение символа было прямо пропорционально его важности именно с этой позиции - интенсивного развития личности. Говоря еще прямее...

2. Многие символы и мифы - это "спресованные" и закодированные фрагменты древних сакральных практик и ритуалов (читай психотехник), которые совсем не теряют актуальности и в наше время. Их практически невозможно "взломать" без глубокого погружения  (посвящения) в данную Традицию. Это делалось специально, чтобы защитить знание и обезопасить его от жадных и глупых современников. Ведь даже Иисус призывал своих комрадов не особо напрягаться в обучении недалеких умов и не метать перед ними бисер. Так появляются целые комплексы символов (например, алхимические трактаты) или даже специальный "цеховой" язык ("птичий язык"), наполненный эвфемизмами - словами-подменами (с этим я столкнулся, когда увлекся переводом тантрических текстов средневековой Индии. Веселые ребята придумали заменять свои технические термины словами из мира сексуальных отношений. Читать очень интересно! Но об этом ниже). И поэтому...

3. Для понимания символа требуется огромный комплекс знаний из Традиции, внутри которой этот символ возник. Хотя существуют и универсальные символы, при определенном уровне знаний понятные любому человеку. Образно выражаясь, символ - это замочная скважина, через которую можно заглянуть (или даже открыть дверь) в огромный и прекрасный мир Традиции. Например, слог Ом - известная всем мантра из Древней Индии. Для правильного брахмана этот простой слог скрывает в себе всю ведическую Традиции с гигантским объемом текстов, практик и ритуалов. Более того,..

4. Чем древнее и визуально проще символ, тем больше он имеет толкованиий из разных областей человеческой жизни и окружающего нас мира. Правильный символ можно приложить к любым явлениям в нашей жизни и он будет четко им соответствовать. Так происходит упрощение символа, его профанация. Она выражена в том, что за символом закрепляется только одна трактовка, вне рамок которой многие люди уже не в состоянии его рассматривать. Так, к сожалению, случилось с древнейшим и могучим символом свастики. Древний символ креста и Богиня с младенцем на руках теперь рассматриваются только в контексте христианства. Всадник на коне, поражающий копьем змея - Георгий Победоносец и герб Москвы. Древний "пентакль" - пятиконечная звезда - это "красные", СССР и "вперед, к победе коммунизма!". Древнейший символ шестиконечной звезды - отныне и навечно маген Давид, "щит Давида", который застолбили за собой ребята с пейсами, бородами и в лапсердаках. А полумесяц теперь связан исключительно с минаретами, Кораном и зеленым цветом. Также произошло и с символом двуглавой птицы - он прочно занял свое место в геральдике и теперь существует преимущественно в ее пределах.

Из всех глубоко законсперированных практик по Духовному Деланию (я так буду называть весь комплекс техник, направленных на развитие психики человека) ближе всего я познакомился только с учением о Кундалини, возникшем в средневековой Индии и описанной в текстах тантр. Поясню для тех, кто не в теме. В далекой жаркой Индии в тяжелые столетия темного Средневековья возникло удивительно интересное учение о психологическом развитии человека. Описано оно было в текстах, посвященных практике йоги. Тексты назвали тантрами (букв. "основами") и надежно спрятали от посторонних глаз. Но пришел стремительный двадцатый век и все, что раньше было Тайной, стало Коммерческим Продуктом. Эта же судьба ждала и глубоко тайные и невероятно сложные тексты по практике Кундалини - они были вытащены на свет Божий, протерты от многовековой пыли, наспех переведены на английский и предложены на суд просвещенных интеллектуалов того времени.

Их этих текстов люди узнали, что в теле человека существует энергия, которая течет по тонким каналам (нади) и поддерживает само существование человеческой жизнедеятельности. Основная часть энергии находиться в основании позвоночника и до поры до времени отдыхает, свернувшись в три с половиной оборота. Эта вяло бодрствующая энергия названа Кундалини ("свернувшаяся витками"). Кроме того, стало известно, что в теле человека есть три самых главных потока энергии, которые расположены снизу вверх по позвоночнику - сушумна, ида и пингала. А также, что в теле человека есть энергетические центры, которые находятся в постоянном вращении и поэтому названы чакры ("диски"). Также их назвали падмы ("лотосы"), потому что у них есть разное количество лепестков. Основных таких центров (чакр) семь, и они расположены на вертикальной линии вдоль позвоночного столба.



Так современный художник изобразил тело человека с семью чакрами.
Каждая чакра имеет свое число лепестков, свой цвет, свою геометрическую фигуру, своего божество-охранителя и свой "корневой звук" (биджа мантру).



Далее тексты тантр говорят, что при очень большом желании йогин может эту дремлющую энергию потревожить и разбудить, но делать это может с величайшей осторожностью и чудовищно трудной дисциплиной ума и тела.

Слышите, тренера кундалини-йоги и их ученики? Пробуждение Кундалини - это невероятно сложное и очень опасное занятие, которое может обернуться, цитируя древние тексты, уничтожением кармической библиотеки и полным распадом личности. Это примерно как колоть орехи колбой, наполненной зарином. И будьте уверены, колба обязательно разобьется!


Иллюстрация из индийского манускрипта, посвященного описанию видов аскетического подвизания (тапаса).
Свернувшаяся змея Кундалини и тантрик. Наглядно показано, что бывает при пробуждении внутренней энергии. Пространство вокруг йогина пылает, вода закипает, а тело трансформируется во что-то совсем инородное.



Так вот. Йогин, решившийся на столь отчаянный шаг как пробуждение Кундалини, должен не только разбудить "змеиную силу", но и быстро поднимать ее вверх по каналу Сушумна. Поднимаясь, Кундалини выжигает все энергетические центры, давая йогину невероятные жизненные силы и сиддхи - разного рода чудесные способности, в соответствии с уровнем чакры. Конечная цель этой сложнейшей практики - поднять энергию до уровня головного мозга, где расположена седьмая и последняя чакра - сахасрара ("тысячелепестковая"). Как только это происходит - финита ля комедия - йогин проходит игру и получает все причитающиеся бонусы. Даже тексты не берутся описывать все радости победы  - человек перестает быть "одомашненным приматом" и переходит в команду Сверхлюдей с нечеловеческими возможностями.

Теперь самое интересное. Графически эта картина представляется довольно любопытной - вертикальный столб, внизу которого покоится свернувшаяся кольцами энергия (точь в точь как змея), а на вершине дерева - головной мозг с двумя полушариями. Ничего не напоминает? ))

А теперь я дам свободу своей фантазии! )) В трактатах по Алхимии - Королевской науки - финальный этап Духовного Делания называют Свадьбой Короля и Королевы (смотри хотя бы прелюбопытнейшую "Химическую свадьбу Иоанна Розенкрейца"). Особенно радует, что графически это изображается не как два счастливых молодожена, а как человек с двумя головами - мужской и женской. Появляется даже специальный символ, обозначающий Финал Духовного Делания и объединение двух противоположных начал в одно целое - Ребис (Res Bina - "две природы").


Изображение Ребиса. Алхимический трактат XV в.
Взято из Rylands Collection. (кликабельно)




Страница из работы Василия Валентина Azoth of the Philosophers (1613).
Отсюда. (кликабельно)

Обратите внимание на первую иллюстрацию. Есть все необходимые признаки нашего тантрика, совершившего великую трансформацию с помощью Кундалини. В ногах Ребиса - змея, причем на ноге Короля ползет змея с мужской головой, а по ноге Королевы - змея с женской головой, каждому предстояло сразиться со своей собственной природой. Объединение мужской и женской природы - это объединение Шивы и Шакти, конечная цель тантрика. Фигура увенчана короной - достигнута Великая Победа над своей природой. Да еще и крылья за спиной! В общем, все составные части тантрического учения на месте.

Можно пойти еще дальше и уверенно заявить, что большинство образов двуполых божест - это профаническая иллюстрация сложнейшей системы трансформации психики через подъем жизненной энергии по позвоночному каналу к головному мозгу. По крайней мере, мне теперь понятно откуда появляются образы Гермафродита в Греции, андрогина у Платона, Ардханаришвары в Индии, наконец Бафомета у тамлиеров и Королевской свадьбы в алхимии.


Классическое изображение буддийского божества в паре со своей супругой (яб юм).
Для знающего тему - огромная смысловая нагрузка.



Жизненная энергия в тантрических текстах представляется как женское начало (Шакти), а Сознание - как мужское начало (Шива). Их объединение и есть главная задача всей жизни практика тантры. Отсюда и огромный упор на сексуальную символику - слившиеся в экстазе индийские и буддийские (яб-юм) божества легко объясняются именно с этой точки зрения. Поэтому мудрецы, погруженные в традицию тантры, смотрят совершенно другими глазами на все эти скабрезные барельефы храма Каджурахо. Ну а нам, профанам, остается смотреть только глазами нашего животного начала и стыдливо отводить взгляд )).

И вот теперь мы вызываем на ковер нашего подзабытого героя - двуглавого орла!

2599317.jpg
© The British Library / Heritage-Images / Imagestate
(отсюда)

Тут еще более узнаваемые образы. Картину следует разделить по вертикали на две части, которые иллюстрируют начальный и финальный этапы. Внизу Феникс - необходимость трансформации своей природы. Пеликан, клюющий свою грудь - символ любви, сострадания и милосердия - основных "побудителей" трансформации. Холмик с землей, из которой побнимается столб (?). Обвившиеся змеи рядом с Луной и Солнцем (два канала ида и пингала также связаны с Луной и Солнцем). В верхней части - завершение Великого Делания. Свадьба Короля и Королевы. И как символ их единения - двуглавый орел! Просто прекрасно! )).

Вот я и пришел снова к выводу, который сформулировал в конце своих предыдущих размышлений о символике двуглавого орла. Еще раз подтверждаю их правильность. Двуглавая птица - это не только символ завершения Великого Делания, но, скорее, символ человека, который завершил этот тяжелейший труд по трансформации своей психики и стал Сверхчеловеком, объединившим в себе все противоположности, развивший свое сознание до уровня недоступного простым людям. Именно эта тайная и сложнейшая практика могла быть закодирована в виде мифологемы о Мировом Дереве с его обитателями - орлом и змеей.

--------------------------------------------------------------------------

Раз уж пошла такая гулянка - режь последний огурец! Почему бы нам под шумок не найти еще пару-тройку аналогий в мировой культуре. Будем смелее. Вот например Кадуцей (он же греческий керикион) - жезл Гермеса (Меркурия). Помните, что он кроме торговли, пастухов, дипломатов и т.д. еще и покровитель магии, алхимии и астрологии? Теперь, в свете знаний о тантрической Традиции, мы можем смело делать выводы. Присутствуют все наобходимые аттрибуты - столб, поднимающиеся змеи, птица наверху столба. Древние греки, как и древние римляне, могли знать тайну Внутреннего Делания. Хотя довольно быстро этот символ был профвнирован до аттрибута царских послов и глашатаев.

2136885.jpg

Или, например, древнеегипетский узор урей. Необходимый аттрибут головного убора самого фараона. Изображался в виде змеи Уаджит в середине лба. И что особенно примечательно, что рядом с коброй Уаджит часто размещали коршуна Нехбет!




Пора делать некоторые выводы. Я абсолютно уверен, что учение о Кундалини - жизненной силе - и о умении ее трансформировать не есть достояние йогинов средневековой Индии. Я уверен, что учение о дыхании, визуализации, специальных физических упражнениях, которые все вместе направлены на пробуждение внутренней энергии или Внутреннего Огня есть во всех психотехниках всех культур мира. Даже в христианской Традиции есть много от учения тантр о дыхании и пробуждении Внутреннего Света. Не верите? Прочитайте внимательно этот текст:

Калабриец решил узнать, кто такие эти исихасты, на которых ссылался Палама. Он отыскал исихастов в Салониках и Константинополе и лично посетил их. То, что он увидел, глубоко возмутило его гуманистический склад ума, взлелеянный эллинской философией и проникнутый духом классической культуры. Вот что он написал о своих встречах с исихастами:

«Они посвятили меня в свои чудовищные и абсурдные верования, описывать которые унизительно для человека, обладающего хоть каким-то интеллектом или малейшей каплей здравого смысла, - верования, являющиеся следствием ошибочных убеждений и пылкого воображения. Они сообщали мне об удивительном разлучении и воссоединении разума и души, о связи души с демоном, о различии между красным и белым светом, о разумных входах и выходах, производимых ноздрями при дыхании, о заслонах вокруг пупа и, наконец, о видении душой нашего Господа, каковое видение осязаемым образом и в полной уверенности происходит внутри пупа».
(Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.)

Связи практики исихазма и йогической традиции еще ждут своих исследователей. Было бы очень интересно прочитать.

Учение о трансформации психики человека, о измененных состояниях сознания, о преодолении своего "животного начала", об очищении своего личного бессознательного и тому подобное есть заслуга всего человечества. Это учение было сформулировано в древнейшие времена самыми ранними человеческими цивилизациями и тщательнейшим образом охранялось от проникновения Непосвященных (грубо говоря, жадных тупых детей). Именно это и имело смысл шифровать и тщательно кодировать от чужого уха. Именно это и нужно было передавать тихим шепотом от учителя к ученику в прохладных залах древних монастырей. Именно это и составляет для многих умных людей цель всей человеческой жизни. И чтобы это учение никогда не умерло, его нужно было превратить в простые символы типа Дерево с большой кроной, борьба птицы и змеи, двуглавого орла и т.д., которые разошлись по всей планете и стали маячками на пути тех ищущих душ, которые упрямо бредут в полной темноте к последним проблескам заходящего Солнца.

--------------------------------------------------------------------------

PS. Хочется добавить еще одну мысль, которую я вычитал в монументальной книге Мэнли Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии»

Он уверенно говорит, что за образом двуглавого орла скрывается вовсе не орел, а... феникс! Очень приятная идея! Когда я смотрю на наш герб, я часто ловлю себя на мысли, что художник совсем не был знаком с анатомией орла. Совсем не тот клюв, непонятная вытянутая шея, крылья странной формы и т.д. И вот теперь мне стало все понятно. Именно феникс как нельзя лучше подходит в качестве символа для нашей страны - выжженая, разрушенная войнами и невзгодами, она вновь возраждается к жизни - такая же великая, мудрая, жертвенная и великодушная.

  • 1
Здравствуйте, Антон!

Извиняюсь, что не ответил на Ваш коммент у меня в журнале. Причина тому была весьма субъективная, но, думаю, Вы поймёте: трижды порывался написать и трижды скатывался в полнейшую несуразицу, которую стыдно было Вам показать. Как-будто, что-то не пускало! Впрочем, вчера я понял что…

Может быть, даже и хорошо, что я своей бредятиной не нарушил ход Ваших мыслей. Ваша гипотеза просто очаровательна! И очень многое расставляет по местам.

Например, становится понятно, почему в алхимии двуглавый орёл символизирует философский камень (а точнее – конечную цель Великого делания). Понятна и связь с «близнечным мифом» (который на самом деле является профанированным мифом об андрогине (а уже отсюда выходим на Пурушу, Имира, Пань-гу и прочих прародителей, расчленённых в целях создания Вселенной)).

Отдельный, что называется, респект за Кундалини. Не знал, что её изображают змеёй, свернувшейся в 3,5 оборота (отсюда надо развивать генез другого символа – спирали; а от спирали рукой подать и до золотого сечения).

Кстати, именно на Кундалини погорели в своё время тамплиеры. Они нахватались верхушек и начали пытаться её будить подручными средствами. Типа, поцелуев друг друга в копчик. А их за эти пассы обвинили в гомосексуализме. А теперь ещё выясняется, что и их Бафомет и не Бафомет вовсе! Одним словом, как говорил мой боевой командир, товарищ полковник Осипенко: «Техника в руках туземца – бесполезная груда металла!».

Единственное, что я бы рекомендовал – это рассмотреть Вашу схему при других увеличениях. Честно говоря, я, когда задумался над Мировым древом, как над графемой неких энергопотоков, представлял картинки, которые Яндекс предлагает по запросу «силовые линии магнитного поля земли». Ну, похоже, ведь! Само Древо – земная ось. Два полюса, обозначенные змеёй и птицей. Силовые линии, которые идут от полюса к полюсу (смотреть строго в 3D, о чём у нас был отдельный разговор). И так далее…

А можно ту же схему рассмотреть не в телескоп, а в микроскоп. Биспираль ДНК… чем Вам не уменьшенная копия Кадуцея? А её репликация? Раздвоенный низ (два хвоста змеи), единая биспираль, которая наверху раздваивается (две головы орла) для производства новой пары биспиралей… каково? При этом, материально ДНК – это последовательность нуклеопротеидов, а по смыслу – это информационный поток. А если на ДНК мы посмотрим с торца, то увидим… спираль (привет, Кундалини).

И ещё момент, который я пока никак не могу понять. И птицы, и змеи несут яйца! Вселенная родилась из Мирового яйца; смерть Кощея находится тоже в яйце… Яйцо с кощеевой смертью хранится в сундуке, который либо зарыт между корней, либо висит на ветвях Мирового древа. Вопрос: чьё это яйцо?

Владимир, спасибо за интересный комментарий, за теплые слова и за высокую оценку результата моих ночных бессонниц )).

Про тамплиеров вы абсолютно точно подметили! Видимо, эта практика не такая уж и тайна для человечества. И вокруг нас есть огромное количество намеков на эту систему мировоззрения. Хотя покопать тему конечно очень интересно.

Что касается яйца и Мирового дерева то тут вы задали задачку. Очень интересно! Пришло в голову множество разных мыслей. Если позволите возьму денек-другой на их формулировку и изложу свои мысли письменно.

А пока задаю вам встречный вопрос, что вы думаеье о символике тетраморфа? Уже много лет не дает мне эта тема покоя! Совсем недавно случилось небольшое озарение и появилась любопытная мысль. Хотел ей посвятить следующую заметку в журнале. Хотя многие просят дописать рассказ о приключениях в Черногории с группой эзотериков )). Надеюсь, все успею.

Тетраморф - это иудейский зодиак. Вернее, зодиакальный календарь.

Ну, со Львом и Быком (Телец) всё, думаю, и так предельно понятно. Человек - это созвездие, находящееся в оппозиции ко Льву (нам оно известно, как Водолей). А Орёл - это наш Скорпион (у евреев такого созвездия быть не могло, т.к. скорпион у них нечистое животное, вот и стал он Орлом).

Человек (Водолей) в оппозиции ко Льву; Бык (Телец) в оппозиции к Орлу (Скорпиону). При этом, если одна пара созвездий образует равноденственную линию, то вторая - солнцестоянную.

В Тельце точка равноденствий пребывала с 4490 по 2330 года до нашей эры; во Льве - с 10970 по 8810 года до нашей эры. Вот внутри этих отрезков и случилось какое-то архиважное событие, про которое знают только самые посвящённые ребе.

Есть и иные трактовки. Некоторые уводят корни тетраморфа ещё в Вавилонию, но, думаю, смысл вавилонского тетраморфа уже утерян и надо рассматривать его с точки зрения тех, кто его активно юзает.

Владимир, замечательно! Именно над этой трактовкой я бьюсь уже лет 20, а вы так легко все изложили )). Респект и уважуха )). Конечно, это зодиак с ключевыми точками равноденствий и солнцестояний. Отдельное спасибо за точные даты - я так высчитывать не умею )). Интересно покопать отцов-эзотериков (начиная с Рене Генона), что могло случиться в эти периоды. У них наверняка будут намеки. Я уже как-то писал про даты начала и завершения нынешней Манвантары по Генону. Было бы интересно узнать ваше мнение (ссылка - http://dedushka-kumara.livejournal.com/7563.html)/

Единственное, с чем я с вами не согласен, что зодиак древнееврейский. Он такой же древнееврейский, как и миф о всемирном потопе или образ Ноя. Уверен, что древнееврейская цивилизация, на правах преемницы культуры Древнего Египта, просто переняла это знание от них (из своих соображений, заменив образ Скорпиона на образ Орла). Так же и в Древней Индии существовал зодиак в абсолютно современном изложении.

Уверен, что в зодиаке мы имеем дело со знанием чрезвычайно важным и скрытым. И было бы не плохо тут копнуть на полный штык )). Но нужно переносить эо обсуждение в другую ветку )).

>>>древнееврейская цивилизация, на правах преемницы культуры Древнего Египта, просто переняла это знание от них<<<

Сначала тоже так думал. Но копнув, убедился, что у Др. Месопотамии евреи украли гораздо больше, чем у Та-кем ("вавилонское пленение"(с), видимо, сказалось). Ваш же пример с Ноем. Ной - это шумерский Зиусудра. Миф о Моисее в корзине - это искорёженная легенда о Саргоне. И т.п. А египетских веяний в иудаизме очень мало.

А с астрономией дело усугубляется тем, что в Шумере она была го-о-ораздо развитие, чем в Др. Египте. И если евреи что-то там и заимствовали, то только то, египтяне в свою очередь стырили у шумеро-аккадцев.

И про тетраморфа есть версия, что до того, как его оприходовал "Б~гоизбранный народ"(с), он был комбинированным символом месопотамских божеств: Бык - Адду (либо Мардук), Лев - Нергал, Орёл - Нинурта, Человек - Набу.

>>>было бы не плохо тут копнуть на полный штык<<<

http://history-ryazan.ru/node/5866

"Б-гоизбранные" )) яростно заимствовали не только у Шумеро-Аккадской цивилизации. Все-таки, шумеры были семитским народом, так что это заимствование похоже на передачу по наследству от старшего брата младшему )). А вот степень заимствования у египтян вы недооцениваете, говоря "египетских веяний в иудаизме очень мало". Насколько мне позволяет судить прочитанное ранее, они заимствовали много всего, начиная от многих слов и заканчивая текстами псалмов. Но в мифологии, безусловно, Шумеро-Аккадское влияние просто бьет в глаза. Однако, ситуация с тетраморфом очень любопытна и всему виной образ Орла. Ведь в египетских Дендерах именно Скорпион, а у семитов - вдруг Орел. Все-таки, древнее, на мой взгляд, Скорпион. Кстати, в Древней Индии тоже Скорпион (vrishchika). Но это тема для другого разговора.

Отдельное спасибо за ссылку. Погрузился в чтение.

Дендерский зодиак - это уже эллинистический период. 50-е г.г. до нашей эры, если память не изменяет (хотя О. Павлова предлагает свою датировку, которая лично мне больше импонирует).

Но, Вы, видимо, правы. т.к. у шумеров Скорпион (Гир.Таб) был. А Орлом (Ан Зу) у них считалось нынешнее созвездие Ворона. И отожествлять Орла и Скорпиона на шумеро-аккадском этапе оснований нет. Подмена произошла именно у евреев незадолго до времени пророка Иезекииля. Греков и римлян эта рокировка не коснулась, что мы и видим на Дендерском зодиаке.

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что Д.Х. Роджерс считал, что иконография Дендерского зодиака - это реплика месопотамских кудурру.

(Анонимно)
Доброго!
Ваш разговор навеял про часы на башнях двух вокзалов.
Два вокзала: Сочи и Симферополь
Два циферблата: черный круг и красный круг.
Симферопольский был открыт за год (1951) до сочинского.
Точно известно, что эскиз барельефа со Змееносцем, Лебедем и Гончими псами был инициирован, согласован и утвержден Алексеем Душкиным. Данные знаки заменили привычных нам Тельца, Скорпиона и Деву. Остальные зодиаки перемешаны в случайном порядке, который многие считают мистическим.
Практически идентичные вокзалы строились по проекту Алексея Душкина и отличаются лишь небольшими деталями. Одна из них: цифра 10 в Сочи принадлежит знаку Весы, а в Симферополе — Скорпиону. Сделать две одинаковые ошибки за два года — непростительная роскошь для архитектора увлекающегося астрологией.
Расположение симферопольского, и сочинского вокзалов соответствует положению Солнца. Фасад симферопольского смотрит на восходящее солнце 21 декабря, когда начинается астрологический год. А фасад сочинского развернут в противоположную сторону - в сторону заката, на северо-запад.
Алексей Душкин в 1935 г после уничтожения Лаборатории нейроэнергетики, где работал под руководством Александра Барченко, угодил за решетку по обвинению в причастии к оккультным организациям, но был реабилитирован.
На черном сочинском циферблате Водолей напротив Лебедя
На красном симферопольском - Скорпион напротив Змеи и Водолей напротив Лебедя
Может быть там текст? Знаки зодиака и созвездий сами по себе странно представлены!
Скорей напоминают буквенные знаки. Вот только какого языка?

Не могу не поделиться)))

Гляньте какого шикарного Вершинника мне прислали в комменты на сайте

http://www.history-ryazan.ru/system/files/s3wD0ZIvDfs.jpg

Закольцованный сегмент - движения крыльев; расходящиеся флюиды - энергетические потоки.

Согласен! Замечательный представитель семейства бицефалов )). Заберу себе в коллекцию. Интересно, о чем думал старый резчик по дереву когда не спеша творил сей шедевр? ))

И офф-топ...

В Шатапатха-брахмана (VI, 1, 1) говорится: "Зародыш внутри был создан в виде Агри. Он есть Агри, ибо он был создан как начало этой вселенной. Поистине он – Агри и называют его Агни тайно. Ибо боги любят неявное"

Т.е. Агри, как я понимаю, это первородное имя Агни? Известно ли Вам что-нибудь ещё об этом персонаже?

Интересный отрывок! Если быть более точным, то это - Шатапатха брахмана, 6 книга, 1 глава, 11 стих.
Сейчас попробую собрать все доступные переводы и сам исходный текст. Потом вместе разберем пословно весь фрагмент.

Сначала немного санскрита (http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/ved/yvw/sbm/sbm.htm):
Стих: 11
Строка: a átʰa yo gárbʰo 'ntarāsīt
Строка: b so 'grírasr̥jyata sa yádasya sárvasyā́gramásr̥jyata tásmādagríragrírha vai támagnirityā́cacʰate paró 'kṣam paró 'kṣakāmā hí devā átʰa yadáśru sáṃkṣaritamā́sītsó 'śrurabʰavadáśrurha vai tamáśva ityā́cakṣate paró 'kṣam paró 'kṣakāmā hí devā átʰa yadárasadiva sa rā́sabʰo 'bʰavadátʰa yáḥ kapā́le ráso lipta ā́sītsò 'jò 'bʰavadátʰa yátkapā́lamā́sītsā́ pr̥tʰivyábʰavat

Теперь классический перевод, сделанный Юлиусом Эггелингом в 1894 году для монументальной серии "Sacred books of the East" (41 том). (прочитать можно здесь - http://sacred-texts.com/hin/sbr/sbe41/index.htm)

11. Now the embryo which was inside was created as the foremost (agri): inasmuch as it was created foremost (agram) of this All, therefore (it is called) Agri: Agri, indeed, is he whom they mystically call Agni; for the gods love the mystic.
And the tear (asru, n.) which had formed itself became the 'asru' (m.): 'asru' indeed is what they mystically call 'asva' (horse), for the gods love the mystic. And that which, as it were, cried (ras), became the ass (râsabha). And the juice which was adhering to the shell (of the egg) became the he-goat (aga). And that which was the shell became the earth.

И наконец, единственный перевод на русский язык, который выполнил Василий Васильевич Бродов для сборника "Дренеиндийская философия. Начальный период" (1972) (http://www.opentextnn.ru/man/?id=1851):

"11. Далее. Зародыш внутри был создан в виде Агри. Он есть Агри, ибо он был создан как начало этой вселенной. Поистине он – Агри и называют его Агни тайно. Ибо боги любят неявное. Далее, то, что скопилось там в виде слезы, стало Ашру. Это поистине Ашру и называют его Ашва тайно. Ибо боги любят неявное. Далее. То, что как бы кричало, стало ослом. Далее. Тот сок, которым была смазана скорлупа [яйца], стало козой. Далее. То, что было скорлупой, стало землей."

Ну а теперь немного размышлений. Начнем с того, что весь ведический корпус, и брахманы не исключение, невероятно труден для понимания и адекватного перевода. Тут черт не только ногу сломит ))). Шестая книга, из готорой взят этот фрагмент, называеия Agnikayana и посвящена устройству огненного жертвенного алтаря, а глава посвящена истории создания Вселенной.
Тут вступает в силу та самая тема, о которой я написал выше - на наших глазах происходит создание "птичьего языка", без ключей от которого, понять правильный смысл текста просто невозможно. Но попробуем )).




Первая фраза "atha yo garbho antarasit so agrírasr̥jyata" - "далее, зародыш (garbha) (находящийся) внутри (antarasit) был рожден (jyata) первым (agrir)". Бродов зачем то переводит "был создан в виде Агри". Откуда взялась персонификация слова "первым"? Кто такой Агри? Что такое "в виде Агри"? Абсолютно не понятно.
Далее в тексте начинается создание эвфемизмов: "yádasya sárvasyā́gramásr̥jyata tásmādagrír" - "кто (yad) рожден (jyata) впереди (agram) всех (sarvasya) тот (ta) (называется) Агри." Признак превращается в имя собственное. Кстати, про "в начале этой вселенной" в тексте тоже нет )).
И последнее, "agrírha vai támagnirityā́cakṣate" - "Воистину Агри (ha vai - по ним легко можно определить, что текст из собрания брахман) тот, (кого они) тайно называют Агни."
Если взглянуть на написание этих двух слов Агни и Агри шрифтом деванагари вы увидете, что разница там только в крошечной черточке, которая определяет звук "г" в лигатуре, в написании звука "р" такой черты нет. Сейчас попробую написать - अग्नि (Агни) и अग्रि (Агри).

Такая же история и далее. "Ашру" ("слеза") (в применении к яйцу это, видимо, белок) стала "ашва" - "лошадь". Опять таки, явное сближение смысла слов по звучанию. Глагол "ras" - "выть, кричать" превращается в "rasabha" - "осел". Вероятнее всего, в отношении яйца, речь идет не о крике, а о треске (ломающейся скорлупы).

Осталось непонятным, как быть с двумя последними образами: "yáḥ kapā́le ráso lipta ā́sītsò 'jò 'bʰavad", "átʰa yátkapā́lamā́sītsā́ pr̥tʰivyábʰavat". Прочитал перевод Бродова и аж тошнота подступила )))). "Тот сок, которым была смазана скорлупа [яйца], стало козой. Далее. То, что было скорлупой, стало землей." Каким соком смазана скорлупа?!! Что за безумие переводческого угара? ) Все ведь не так сложно. Rasa - это не только "сок", но и просто "жидкость", lipta - это "прилегать к чему-либо", kapā́le - "в скорлупе" (локатив), aja - "козел". Не исключено, что здесь обыгрывается слово aja, прочитанное как a-ja "не-рожденный". Итого: "Жидкость, прилегающая к скорлупе, стала козлом (или не-рожденным)". Ну а с последней фразой все просто. Здесь kapā́la - скорлупа становится prithivi - землей. Связь слов тоже ускользает от моего понимания.

В итоге могу сказать только, что такого рода магические словесные наговоры совсем не редкость для ритуальных текстов - все, что похоже внешне или по звучанию, похоже и по сути. В санскритских текстах, это встречается очень часто. Симпатическая магия, понимаете ли ))).
Особенно порадовала фраза "paró 'kṣam paró 'kṣakāmā hí devā" - "выше всего боги любят неочевидное". )) Ох уж эти затейники боги ))).
Спасибо за вопрос, и что дали повод так поломать голову. ))

Спасибо!

Ну, сейчас я Вам ещё больше дам поводов задуматься. Как думаете, Агриков меч (см. "Повесть о Петре и Февронии") и Агри как-то между собой связаны или просто фонетическое сходство?

Всю ночь копал санскритские тексты )). Ощущение, что что-то ускользает от моего понимания слова Agri в Шатапатхе. Есть что-то еще, кроме яркого примера "народной этимологии", построенной на общности звучания и написания слов. Странно, что все отцы-составители словарей - Апте, Моньер-Вильямс - на слово Agri дают ссылку только на этот фрагмент из ШтБ и пишут:
अग्रि m. a word invented for the explanation of अग्न्/इ S3Br.
Agri (м.р.) - слово, изобретенное для объяснения Agn/i ШтБ.

Но я нашел другое слово - Agriya (अग्रिय), которое несколько раз встречается в тексте значительно более древнем - в Ригведе.
Первое значение - "передний, основной". А вот в значении "самый старый, родившийся первым" это слово упоминается в тексте гимна RV. i ,13,10:
iha tvastaramagriyam visvarupamupa hvaye
asmakamastu kevalah
В переводе Татьяны Яковлевны Елизаренковой:
10. Тваштара, имеющего все формы, Я приглашаю сюда первым.
Пусть будет он только наш!

Сдается мне, что перевод agriyam как "(приглашаю сюда) первым" не очень верен (хотя куда мне тягаться с Татьяной Яковлевной - она столько сил потратила на обучение нас - аспирантов Института востоковедения ведийскому санскриту )) ). Дело в том, этот гимн посвящен (как и текст ШтБ) обустройству алтаря для агнихотры. Чтец гимна приглашает по порядку различных божеств - и предпоследним приглашается Тваштар. Как-то странно, что предпоследнего в списке приглашают "сюда первым". Видимо, тут следует переводить именно как эпитет бога Тваштара - "первейший" или "родившийся первым", тогда гимн будет звучать так:

10. Тваштара, перворожденного, (имеющего) все формы, я приглашаю.
Пусть будет он только наш!

Кроме того, в Ригведе пару раз agriya встречается в значении "лучший" ("...лучшая (сома) для опьянения" RV. iv , 37 , 4 и ix , 71 , 4). Особенно интересным представляется статья в словаре Моньера-Вильямса на слово agriya - третье значение "старший брат". Примеры привести не могу, ибо пока не знаю, где это слово встречается в таком значении.

Edited at 2015-09-12 08:26 (UTC)

В предыдущем комменте не ответил на ваш вопрос )).
Конечно, я много раз слышал про этот самый "Агриков меч" и про историю Петра и Февронии. Меч вызывает живейшей интерес. Но, как и в случае с любым легендарным оружием, мы вряд ли можем соотнести его с реальностью. Однако само название меча вызывает вопросы. Кто же такой этот Агрик, который либо создал, либо владел этим мечом? Такой уж ли он важный персонаж, что его имя не сохранила история? Мне на ум приходит только одно. Велико искушение сделать паралелли между возможным происхождением слова "Агрик" от "Агри" по конструкции "Индрик-зверь" - от "Индра". Скорее всего, мы имеем дело не с именем персонажа, а с его эпитетом (еще времен индо-европейской общности). В таком случае, у Агри появляются такие характеристики как "первый (среди богов)", "перворожденный (бог)" или "старший брат". По-моему, вы попали на верную тропинку в вашем сравнении Агри и Агрикова меча. ))

Edited at 2015-09-12 08:28 (UTC)

>>>Такой уж ли он важный персонаж, что его имя не сохранила история?<<<

В том-то и дело... как раз имя-то история и сохранила... и ничего, кроме, имени!

Это значит, что те, кто писал "Повесть..." отлично себе представляли кто это и в дополнительных расшифровках не нуждались.

>>>как и в случае с любым легендарным оружием, мы вряд ли можем соотнести его с реальностью<<<

Я его нашёл;-) Вернее, нашёл его Иван Грозный, а Фёдор Иоаннович его употребил по назначению, но я вычислил где он сейчас)))

>>>Я его нашёл;-) Вернее, нашёл его Иван Грозный, а Фёдор Иоаннович его употребил по назначению, но я вычислил где он сейчас)))<<<

Заинтриговали!!! Насколько я верно знаю, его многие искали, включая вермахт и "Искателей". Но, вроде, никто не нашел. Может поделитесь такной своего открытия? ))

Его много кто искал))) Ну, "Искатели", сами понимаете, ещё те следопыты... а вот Оперативный штаб «Рейхсляйтер Розенберг» - это да, серьёзная контора.

А поделиться - конечно, поделюсь. Работаю сейчас над статьёй. К Новому году, может, разрожусь;-) Поэтому, вот и пытаюсь выяснить кто такой Агри.

Удачи в написании статьи! Будем с нетерпением ждать.Если что-нибудь увижу еще про образ Агри в ведических памятниках - напишу. А пока увлекся статьей про иглу и яйцо на Мировом дереве )). Скоро чего-нибудь небольшое напишу.

PS. (немного подумав) А не страшно выкладывать такую информацию для широкой общественности? Может не зря этот артефакт скрыт от любопытствующих глаз?

Edited at 2015-09-16 08:33 (UTC)

Не, не страшно)))

"Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести"(с)

Кундалини

(Анонимно)
кундалини это разум который находится в самом человеке и если он соприкасается с вселенной, то трудно предсказать как он повлияет на человечество - вся истина как палка о двух концах, если человек разумный он может как доказать, так и опровергнуть один и тот же факт, змея наделена чувствительностью и её реакция непредсказуема, не так ли?) что касается света - красного и белого, красный свет это низшая ступень жизни, белый высшая - говорить с Богом и чувствовать Бога даётся искренним людям, искренность и чистота мыслей приводит к разуму, а вся мудрость без чистоты мысли как яд )

Re: Кундалини

Спасибо за ваши мысли! А что еще знаете про красный свет?

atlasShart

(Анонимно)
ПРОСТО СУПЕР, КЛАССНО, ОФИГЕННО))


------
Кольцо поршневое КК 2327.01.009 (http://atlas-kompressor.ru/zapasnye-chasti/komplektuyushhie-kk-3/kolczo-kk-232701009-kk232701009.html) | http://atlas-kompressor.ru/

  • 1
?

Log in

No account? Create an account