Светоискатель (dedushka_kumara) wrote,
Светоискатель
dedushka_kumara

Categories:

«Ирония судьбы, или с легким паром!» как главный алхимический трактат новогоднего экрана.

Ironiya_sudby.jpgРазве можно найти лучшее время для небольшого разговора о значении символов в нашей жизни, чем первые новогодние дни? Дни, наполненные радостью и ощущением нового начала, когда особенно остро ощущаешь необходимость чуда для твоей жизни? Дни, когда мы все оказываемся в магическом пространстве одного огромного символа.

Мне уже много лет не дает покоя странное явление новогодних праздников под названием «Ирония судьбы, или с легким паром!». Фильм как фильм. На первый взгляд ничего особенного. По сути чистая рождественская сказка, с перерождением главного героя. Ну добрый, наивный, легкомысленный и дурашливый, с баней, пьянкой, с душевными песнями и неубедительной любовной линией, и конечно же с «какая гадость эта ваша заливная рыба!»…

Так почему же уже на протяжении сорока лет (!) без него в России не может наступить Новый год? Сюжет знаем посекундно, реплики – до последней запятой, актеров – до крошечной мимической морщинки. Видимо, есть в нем что-то такое, что ускользает от понимания, что прячется от прямого взгляда? Что-то особенно важное, близкое и понятное всем россиянам (и не только). В чем же дело, в чем секрет?!
И тут нам на помощь приходит древнейший язык символов. Ведь символы - это способ общения Вечного с каждым человеком. Так давайте попробуем отрешиться от всего суетного, всего мирского и, зажмурив глаза и набрав побольше воздуха, занырнуть в самые глубины нашего человеческого сознания.

Начнем с того, что в фильме есть три уровня (наверное, уровней гораздо больше, но нам важны именно три) – сюжетный (профанический), ритуальный и магический.
1. Первый уровень понимания сюжета кратко и болезненно изложил под душем главный страдалец истории Ипполит. Напомню:

Под Новый Год человек отправляется в баню. Он там надирается по случаю женитьбы. Потом его, как чурку, кладут в самолет и он попадает в другой город. В этом городе ему подворачивается другая. Про московскую невесту он забывает, естественно. Обзаводится новой, ленинградской. А все потому, что он человек высоких моральных устоев.

2. Ритуальный уровень. Безусловно, популярность фильма определена тем, что он идеально подходит для подготовки к новогоднему празднованию. На протяжении всего сюжета разворачивается некий «новогодний паттерн» - шаблон, в соответствии с которым проходит «идеальная» встреча Нового года. Создатели фильма даже подарили нам (или сделали повсеместно популярным) новый новогодний ритуал - «мы с друзьми 31 декабря ходим в баню».  

3. И вот мы подходим к самому интересному – уровню магическому. В этом незамысловатом сюжете на самом деле скрывается точное описание сути всей алхимии – процесс Великого Делания. Совпадение вплоть до мелких деталей. Это правда )). Давайте пробежимся по сюжету, держа под рукой средневековые алхимические трактаты. Правда вначале, как заведено, небольшое растолкование темы для тех, кто только что к нам присоединился.

Пара слов о Королевской науке – Алхимии.

Как уже неоднократно говорилось в этом журнале, написанные в мрачное Средневековье трактаты по загадочной науке Алхимии на первый взгляд были посвящены получению химическим путем обыкновенного золота и серебра. Но это на первый взгляд. Взгляд тупых и жадных детей (к сожалению, они были в любую эпоху). На самом деле, авторы этих текстов говорили о сложных психофизических практиках (психотехниках), которые ставили задачей трансформацию сознания человека и полное раскрытие внутреннего потенциала. Это сложная технология по превращению одомашненного примата в настоящего Человека. Вот, что говорит по этому вопросу большой знаток темы Парацельс:

«Алхимия – это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе»

Задача это была, мягко сказать, небыстрой, требующей огромных знаний и гиганского терпения, дисциплины и воли. Но, видимо, игра стоила свеч. А так как в своих текстах авторы шифровали конкретные практики, заменяя их терминами из химии, со временем несведующие люди начали видеть в трактатах только часто повторяющееся слова серебро, золото, элексир бессмертия и т.п. Что, конечно же, привлекло внимание сильных мира сего. Они нанимали всякого рода самоучек, которые сидя в богатых лабораториях, химичали в попытках добыть много золота и волшебный напиток, дарующий вечную молодость. Так как в рецептах, как уже сказано выше, авторы использовали химические термины, наши горе-химики медленно и мучительно травили себя парами ртути и прочими радостями химических опытов. Насколько известно автору, ни один из псевдоалхимиков в добыче химического золота не преуспел, хотя, говорят, это и возможно.




Авторитетные тексты различают в процессе Великого Делания несколько этапов, характеризующихся цветовыми изменениями компонентов: так называемые «чёрная», «белая», «жёлтая», и «красная» стадии (nigredo, albedo, citrinitas и rubedo). Краткая суть каждого этапа:


Нигредо или «опус в черном». Даже судя по названию этот этап ничего хорошего не несет. Этап этот очень тяжелый и крайне опасный. Ученик должен пройти через смерть. Тут не нужно пугаться. Умереть должен не сам человек, а его мирское коллективное сознание. Неофит погружается в первобытный хаос своего бессознательного и, вскрыв там самые темные глубины своего «я», очищает его от ненужного хлама. На этом этапе обретается Осознанность. Тут важно отметить, что в средневековых трактатах его символизирует ворон, волк или черная собака.







Альбедо или «опус в белом». Алхимическая стирка. Мучительное пробуждение от долгого сна своего Сознания. Человек отрешенно наблюдает за миром со стороны. По новому воспринимает все, что ранее казалось обыденным и знакомым, постигает для себя внутреннюю природу вещей. Наполняется новыми яркими эмоциями. Открытвает для себя внутреннюю Силу и Любовь. Символизируется лунным светом, мерцанием свечей, белым или свело-желтым цветом.

На иллюстрации слева изображен как раз этап Альбедо или "выбеливания" в образе юной и прелестной Богини утренней зари Авроры. У неофита наступает пробуждение от долгого сна и его радостно приветствует прекрасная Аврора!

Цитринитас или «опус в желтом». Иллюстрации я не нашел, потому что этот этап особо таинственен. Уже в самую раннюю эпоху написания алхимических трудов о нем начинают умалчивать и убирать из трактатов. Я воспользуюсь цитатой отсюда. «На стадии цитринитаса приобретается способность Сметь совершать что-либо, человек действует уверенно, он знает что главное, а что ненужное и правильно выбирает свои цели. Он пытается исторгнуть из себя все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности, которые стали казаться ему ядовитыми.»







Рубедо или «опус в красном». Если коротко, то это полная реализация своего потенциала и раскрытие Сознания. Объединение личного сознания с Абсолютным. Символизируется образом свадьбы Короля и Королевы. Пока этого достаточно.













И при чем же тут Женя Лукашин?

И вот начинается фильм… Одиноковые дома, одинаковые квартиры, одинаковые ключи, дни, года, люди, судьбы… Хорошее начало! Уже заложен мощный смысловой аспект. Это явно история про того, кто перестал быть одинаковым. Но смотрим дальше.
Живет себе поживает врач местной поликлиники Женя Лукашин. Ни хороший, ни плохой, ни счастливый, ни несчастный. Так, обычный маленький серый человек. Дадим ему слово:



- Вообще, меня всю жизнь все считали стеснительным. На мне ездят все, а друзья тюфяком прозвали.

Ему 36 лет, не женат. Был влюблен, но невеста сбежала к его однокласснику, с которым он до сих пор дружит и каждый год непременно 31 декабря ходит в баню. Сейчас встречается с девушкой Галей. Но не скажу, что он сильно в нее влюблен. Да и она не безумствует от любви и страсти. Но пусть она сама расставит все точки над ё:



Женя: Подожди, как "никого"? А мама? С нами будет встречать?
Галя: А мама уйдет. Все приготовит, накроет на стол, я ей помогу. У тебя мировая мама!

Хорошая девушка Галя. Крепко она в Женю вцепилась когтистой лапой. Именно из ее уст звучит определение женщины - хищница! Но это позднее. Так бы и попался Женя на всю свою серую бессмысленную жизнь, если бы не приближался Новый год, а вместе с ним и 31 декабря. Время, когда вся наша страна попадает на одну длинную ночь в ритуально-магическое пространство, в котором совершенно не действуют законы здравого смысла и логики (о чем грустно посетует вечно трезвый Мишка).

И тут, как это принято в волшебных сказках, появляются чудесные помощники. Появляются они в виде трех старых друзей Жени – Сашки, Пашки и Мишки. Они почти силком волокут Женю на нейтральную территорию, на которой сила мамы и невесты Гали не действует. Там они с помощью таинственного и волшебного элексира вводят Женю в измененное состояние сознания и, опаньки, плавный ход предсдказуемой пьянки нарушает Божье Провидение, Перст Судьбы!

3.jpg

В виде Перста Судьбы в данной истории выступает никогда не пьянеющий и не ошибающийся (но только в этот раз) друг-алкоголик Мишка. Вот ведь, и логический путь подвел )). Всего лишь одна ошибка его вечно трезвой памяти, одна ускользнувшая от него мысль и… Женя, по прежнему пребывая в «изменёнке», ломает всю свою судьбу в мелкую крошку. И начинается волшебство! По велению неведомых сил Женя Лукашин превращается в неофита Королевкого Искусства!  Дай Бог ему сил пройти весь этот путь до конца! ))

5.jpg

Начинается первый этап - «опус в черном»! Полный распад личности неофита, его опасное погружение внутрь своего бессознательного. Погружение в безумие, в хаос и тьму. В общем, мало приятный период трансформации.

4.jpg

Про символ нигредо помните? Черный волк или пес. Эмиль Брагинский или Эльдар Рязанов были алхимиками? )) 

Женя погружается в пьяный сон, рваный и беспокойный (по себе знаю ))). И тут в его запланированную жизнь вторгается Она. Великая Богиня, Шакти, Творческая энергия Вселенной. Что она начинает делать первым делом? Правильно, будить! Всеми возможными способами…

6.jpg

- Проснитесь, слышите! Немедленно проснитесь! Вставайте! Вы живой или нет? Ах, так!.. Немедленно проснитесь! Слышите! Вставайте сейчас же! Ну, ладно, берегитесь! Я вас последний раз предупреждаю.

7.jpg

Она с трудом вырывает Женю из цепких лап беспробудного Сна. Женя конечно же не рад этому. Он так сладко спал, видел, наверное, красивые цветные сны. А тут на тебя водой из чайника поливают. Хорошо, что дубиной по голове не била (а ведь так бывает чаще всего)! Ну делать нечего, нужно просыпаться.

И начинается этап второй – «опус в белом»! Вернитесь чутка повыше и внимательно перечитайте основные характеристики этого этапа. «По новому воспринимает все, что ранее казалось обыденным и знакомым». Это ведь совершенно точное попадание в сюжет!
Пересказывать далее события не буду, и без меня все знаете. Одним словом, Женя мало-помалу продирает глаза, выходит из состояния опьянения и безумства, и открывает мир заново.

8.jpg

И вот время наступить третьему этапу – «опус в желтом»! Опять таки, перечитайте описание этого этапа! На стадии цитринитаса приобретается способность Сметь совершать что-либо, человек действует уверенно, он знает что главное, а что ненужное и правильно выбирает свои цели. Он пытается исторгнуть из себя все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности.

9.jpg

- Я сам себя не узнаю, что-то наглею на глазах. А теперь я чувствую... Что я становлюсь каким-то другим человеком. Я чувствую, что... На все способен. Просто какая-то сила, может быть, дремала, а теперь пробуждается? Может, это от того, что мы с вами встретились? Благодаря вам.

Сышите? «Просто какая-то сила... дремала, а теперь пробуждается». Вот это и есть процесс Великого Делания! Именно Сила, и именно дремала, и потом пробуждается и делает из Тюфяка смелого и решительного Человека! Лучше основную идею внутренней  Алхимии и не сформулировать! С глаз будто спадает серая пелена, мир преображается, и в сердце навечно поселяются отвага, любовь и мудрость.

И вот финал - «Опус в красном»! Химическая свадьба Короля и Королевы. Великий Ребис, объединяющий в себе мужское и женское начало, интуицию и разум, инь и ян, Шакти и Шиву, метод и знание и т.п. Маленький серый человечек становится Адептом Великого Искусства, подлинным алхимическим Королем!



Интересно, зачем в доме у Нади роскошный багет без полотна? Чтобы создатели фильма смогли как можно более наглядно акцентировать трансформацию, которая произошла с Женей Лукашиным? Пройдя трудный путь от безликого стандартного человека, через погружение в безумство и тяжелое похмелье, он обретает себя и становится настоящим средневековым Королем? С его знаменитой "Шотландской застольной" Бетховена "Налей, налей бокалы! Кто врет, что мы, брат, пьяны?".



А Наде и не нужно доказывать, что она Королева. Она всем своим поведением это подчеркивает. Она даже готовить не умеет, как настоящая особа голубых кровей. Об этом же красноречиво говорит и самая волнующая и сексуальная сцена фильма (интересно, ей Ипполит тоже помогал сапоги застегивать? ))). Вероятно, поэтому Рязанов и мучился так долго с выбором актрисы на главную женскую роль. Это должна была быть настоящая Королева. А таких в советском кинематографе к тому времени практически не осталось. А вот с выбором на главную мужскую роль как раз наоборот - королей было полно, но Рязанову был нужен "Тюфяк", который "никогда не пользовался успехом у женщин". Тем ярче можно показать его трансформацию!

В последней сцене фильма, уж не знаю зачем, даже используется классическое представление о Ребисе - слиянии Короля и Королевы. Можете сами сравнить с картинкой, иллюстрирующей выше термин рубедо.

10.jpg

А дальше новая, прекрасная и осознанная жизнь, полная неведомых побед и достижений. Нам, одомашненным приматам, спопобным улыбаться, про нее сложно сказать что-то определенное. Поэтому сказки всегда заканчиваются одним «И я там был. И мед я пил. По усам текло, да в рот не попало».

11.jpg

***

Кстати, в этой истории нам показан не только путь духовной трансформации Жени Лукашина. В нем есть еще один человек, который становится на путь алхимического Великого Делания. Это Ипполит Георгиевич.


12.jpg

Правда, финал его истории, к большому сожалению, остается за кадром. Нам показано только начало его большого Пути, первый этап «опус в черном».



- Но нашлись люди! Нашлись! Приютили, подогрели, обобрали... Нет, подобрали, обогрели... Все-таки жизнь удивительная штука. Полна неожиданностей.

Хорошо, что и у него нашлись чудесные помошники, которые его «подогрели» )), ведь подогревание на огне – первая операция на этапе нигредо. Уж если и нужно было снимать продолжение фильма, то конечно же именно о нем! Его воспоминания о своем прохождении пути Великого Делания. О его соединении с Великой Богиней. О его исправлении и расширении сознания. Но одомашненным приматам так нравится ради развлекухи и денег покушаться на святыни и разрушать белоснежные Храмы )).

PS. И теперь меня вправе спросить мой интеллектуально подкованный собеседник – так почему же «Ирония судьбы» так популярна в нашей стране? Что, неужели, все знакомы с алхимическими процессами и их терминологией? Конечно же, я не знаю ответа! ). Только ли одна ирония судьбы сделала этот фильм так похожим на этапы алхимического Великого Делания? А может автор этих строк в свое время перечитал отцов-алхимиков и теперь всюду видит их влияние? Тут я на помощь позову удивительного Евгения Головина с его «Опус в черном»:

«Мирча Элиаде в своей довольно любопытной книге «Кузнецы и алхимики», ссылаясь на нескольких индусов, утверждает, что алхимия, в принципе, зародилась в начале Кали-юги, когда люди утеряли знания, которыми прекрасно владели вплоть до этого печального периода. Алхимия и герметика вообще явились вспомогательным средством для того, чтобы человек (по крайней мере, хоть в какой-то степени) обрел нормальные способности, которыми он когда-то хорошо владел.»

И всякий раз, когда я задумываюсь об этом, я несказанно рад и восхищен, что эта генетическая древняя память о своих (пара)нормальных способностях, живет и не дает покоя именно моим соотечественникам! Это прекрасно и удивительно! Берегите себя!
Tags: Внутреннее Делание, Ирония судьбы или с легким паром!, Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, алхимические символы, алхимия, анализ смысла, символизм, скрытый смысл, трактовка символов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments