Светоискатель (dedushka_kumara) wrote,
Светоискатель
dedushka_kumara

Category:

Культ-про-Свет по философии. Йога

Патанджали в воплощении Ананта-шешаМои знакомые, узнав о моем богатом (в прошлом) востоковедческом опыте, сразу начинают обсуждать со мной разные темы по Востоку. Вопросы типа "как почистить карму?", "что такое ОМ?" или "в чем смысл дзен-буддизма?". Но чаще всего мне задают одни вопрос - "что такое йога и стоит ли ей заниматься?". Все эти вопросы, как и множества других волнительных тем, не так просто поддаются простому и быстрому объяснению. Но сохранять свое реноме все-таки нужно )). И поэтому я всегда пытаюсь найти самую простую и понятную форму для объяснения.

Недавно нашел письмо, которое я написал одной любознательной девушке на индологическом форуме. Кто-то на форуме затронул тему определения йоги из знаменитого текста "Йога-сутры" древнеиндийского философа Патанджали (который вовсе не был создателем йоги (!), а был систематизатором этого древнего учения). Хотел бы вывесить здесь текст этого письма, ибо в нем я (в порыве просветительского куража) попытался высказать свое мнение о том, что такое йога. Надеюсь, это может быть кому-нибудь интересно.



Добрый день, Вероника.
Спасибо за ваш вопрос о моем мнении перевода сутры Патанджали ))
Честно признаюсь, что вопрос очень сложно поддается простому и односложному ответу, но если вы никуда не торопитесь предлагаю Вам потратить минут десять и немного погрузиться в таинства древнеиндийской цивилизации. ))

Итак, в тексте "Йога-сутры" (I.2) Патанджали дает определение йоги в виде тн. "сутры" из 4 слов "yoga - citta - vritti - nirodhah". Для понимая этой мысли не достаточно знать прямой перевод этих четырех слов. Надо понимать, что это не просто слова, а термины из понятийно-смыслового аппарата философско-практического учения, написанные 2 тысячи лет назад.

Представьте, что через 2 тысячи лет будущий ученый попытается перевести слово скажем "пионер" ))). "Это молодой человек, уже не октябренок, но еще и не комсомолец, разделяющий учение Маркса-Энгельса-Ленина". Представляете каким терминологическим аппаратом из нашей истории ему надо обладать, чтобы донести до своих читателей смысл ))))))
С этими слова из нашей сутры такая же история.

Если просто перевести слова, то получится в принципе понятно, что
йога - прекращение завихрений в пространстве сознания.

Понимаю. что звучит это ужасно непонятно )))))

Давайте попробуем пофантазировать и мысленно перенестись в тело последователя йоги, живущего на рубеже наших эпох. Он знает, что йога - это конкретная техника или скорее образ жизни и мышления, который позволит ему выйти из сансары - бесконечного круга перерождений, который ввергает в ужас каждого правоверного индуса и буддиста.
1. Для этого ему необходимо перестать "оставлять следы на песке" в виде всевозможных последствий своих мыслей и поступков (клеша), формирующий его карму.
2. Для этого ему необходимо овладеть техникой, которая и позволяет как раз "ходить, не оставляя следов" ))))  
3. Для этого он должен пройти сложнейший и достаточно жесткий путь по трансформации своей личности  (.... ммм... не очень понятно получилось...)  Не трансформации, а по практически уничтожению своего мыслительного аппарата и сознания целиком. Для чего? Чтобы его Ишвара - Персональное Сознание - отделился от трех гун, формирующих материальное мироздание (называется словом пракрити - материя). И вернулся в состояние отрешенности и уединения (в учении йоги такое состояние называется кайвалья). Это очень важно для понимания того боевого настроя, которым переполнен наш индус )))
4. Теперь он становится на этот путь и приступает к сложнейшим манипуляциям со своим сознанием. Этот этап мы сейчас пропустим )) и сделаем "монтаж" - перенесемся к тому моменту, когда наш йогин наконец-то достигает этого самого состояния "уединения" или "отрешенности" (кайвалья).
Главная его задача сейчас - это не позволять своему сознания опять начать "оставлять следы". Достигнув стабильного и долговременного состояния "не-оставления-следов" он достигает финиша игры и получает заслуженный приз ))))

Представьте небольшой пруд в яркую солнечную погоду. (Я прошу прощения за бесконечные образы, но так легче) Представьте, что Вы погрузились на мягкое песчаное дно этого милого тихого пруда и смотрите вверх на небо. Подул ветерок... и по поверхности пруда побежала мелкая рябь и закружились крошечные водоворотики. Они не позволяют вам четко и ясно увидеть солнце. И вот ветерок затихает, поверхность пруда успокаивается и становится идеально ровной. Вы лежите на дне и любуетесь ослепительным светом солнца и неспешно плывущими облаками. И Вы можете любоваться светом солнца сколько захотите (или пока хватит дыхания ))) ).

Так вот вода в пруде, это и есть читта (пространство сознания). А та рябь на воде и водовороты - это вритти ("водоворот", "завихрение"). А ветер - это внешние обстоятельства, которые вынуждают нас баламутить воду нашей читты. А солнце - это ТО, ПРАНАВА. А умение устранять (усмирять, прекращать, затихать, преграждать и т.д. - смотрите значение слова nirodha в любом словаре санскрита) эту рябь и завихрения (vritti) на поверхности воды (или в самой воде) (citta) - это и есть yoga.

Теперь отойдем от образа пруда и воды. Вместо этого представьте материю, из которой сделаны наши мысли. Я ее представляю прозрачной, искрящейся и легкой как... как... как суфле )))) Наш йогин называет эту материю, в которой существуют его мысли, словом citta.

Так вот, когда нашего йогина спросят, так как назвать ту практику, то учение, которым он так долго и тяжело занимался, он ответит "yogashcittavrttinirodhah" ))).

Давайте еще раз попробуем перевести эту фразу с языка практиков и философов, живших 2 тысячи лет назад:
Йога - это учение и практика, которая позволяет устранить мешающую ненужную рябь в той субстанции, в которой существуют наши мысли.
А так как сутра (нить) - это просто краткий конспект для записи лекций )) и некий "якорь" для вытягивания из памяти всей лекции на заданную тему, наш йогин (как и любой среднестатистический студент) запишет максимально кратко и быстро:

Йога - удержание материи мысли от завихрений )))))

PS Кстати, именно такая практика стала основой буддизма Махаяны (став более эзотерической). А так как я сейчас живу в буддийском монастыре - я целиком занимаюсь ей с утра до вечера ))).

Tags: Древняя Индия, Йога-сутра, Культ-про-Свет, Патанджали, йога, санскрит, символизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments