Светоискатель (dedushka_kumara) wrote,
Светоискатель
dedushka_kumara

Category:

О веселых мультиках. Анатомический атлас творчества Уолта Диснея (продолжение)

Микки Маус на рентгеновском снимкеРоль творчества Уолта Диснея в воспитании современной американской цивилизации трудно переоценить. И важный вопрос для меня - кто оказал большее влияние друг на друга - индустрия развлечений Диснея на современное американское общество или менталитет американского общества на творчество Диснея?

Давай попробуем на вскидку подобрать несколько определений современной американской цивилизации (по отношению к окружающему ее миру). Властная? Сильная? Бескомпромиссная? Агрессивная? Уверен, что да. Цивилизация - "альфа-самец", которая воспринимает других либо как вассалов, либо как соперников. Жестко навязывающая свои идеалы и заставляющая весь мир принять их за свои. Безжалостная. Максимально целеустремленная в достижении своей выгоды. И так далее...

Так если дядюшка "Дизни" оказал такое влияние на становление идеологии Америки, может быть, что все эти мировоззренческие доминанты заложены в его творчестве? Что ж, попробую проанализировать труды Диснея и попытаться сформулировать те установки и принципы, которые заложены в его творениях.


А что же повлияло на становления мировоззрения самого Уолта Диснея? Ответ нужно искать конечно же в его детстве. Из биографии Диснея мы знаем, что он был, как и его отец, пуританином. Ознакомится с этой сектой можно прочитав хотя бы статью в Википедии, От себя скажу, что пуритане - далеко не самая жизнерадостная и веселая из христианских сект. Скорее наоборот. Так что детство у маленького Уолта было совсем не похожим на праздник. Его папаша был довольно мрачной личностью и часто лупил своих детишек, выбивая из них любые представления о веселии, беззаботности и легкомыслии С игрушками и развлечениями в семействе тоже была напряженка. Маленький Уолт очень хотел рисовать, за что также был неоднократно бит своим отцом, который считал всех художников недоносками и бездельниками. В общем, жизнь в радикальной секте, тяжелое детство и жестокость отца сформировали у маленького Уолта четкое понимание жизни, которое он пронес через все свое творчество. Мир для него был разделен на две силы - Добро и Зло. Зло персонифицировалось в виде конкретного Врага (папа был первым и главным Врагом). Дисней умел для себя создавать Врагов. И всю жизнь успешно с ними боролся.

Теперь перейдем к анализу творчества Диснея на основе его полнометражных мультфильмов, коих было 15 штук (включая "Книга джунглей", который вышел после смерти Мастера).

Основная опасность (на мой непросвещенный взгляд), которая заложена во всех полнометражных мультах Маэстро - абсолютная Поляризация мира. Не простое присутствие добрых и злых персонажей, а категоричное разделение мира на две полярности. В сказках Диснея мир черно-белый, такой же как и его ранние мультфильмы про Микки Мауса. Ни о какой многополярности мира речи не идет вообще. Более того, Зло не может быть исправлено, перевоспитано или прощено - Зло всегда остается Злом и в конце будет побеждено. Это фундамент мировоззрения Маэстро. Его Символ веры. Хотя для христианина-пуританина в этом нет ничего удивительного.

 В истории с самого начала обозначается четкая пограничная линия. Все, кто симпатизирует или помогает доброму персонажу - автоматически определяются как Добро. А все персонажи, которые либо не симпатичны, либо враждебны главному герою - отправляются в лагерь Зла. В мультах напрочь отсутствует некая нейтральная сторона. Все либо "белые", либо "черные". Других цветов и оттенков нет никогда. То есть принадлежность персонажа к "добрым" или "злым" определяется по его отношению к Главному герою, а не внутренней мотивации или по поступкам персонажа! Здесь уже заложена мощная бомба для неокрепшего сознания. "Если ты не с нами, значит ты против нас". И тогда не стоит удивляться современной внешней политике воспитанников Диснея, которые вначале определяют врагов, а потом неуклонно с ними расправляются.

Все мультфильмы Диснея строятся по одной схеме. Добро (главный герой) вступает в противостояние со Злом (антагонист главного героя). Причем довольно часто основной смысл противостояния героев - это просто борьба за лидерство или борьба с инакомыслием. У Добра обязательно появляются помощники, которые помогают ему расправится со Злом и выйти победителем из этого противостояния. Интересно отметить, что лидер в мультфильмах всегда один - все помощники никогда не находятся с главным героем на одном смысловом уровне и всегда ему вторичны.

У Зла, в большинстве мультфильмов, есть прислужники. Как правило, это неуклюжие недоумки, над которыми смеются все дети. Над образом Зла дети не смеются, потому что главное Зло у Диснея не смешное. Эта схема (Добро, добрые помощники - победитель. Зло, приспешники Зла - проигравшие) встречается во всех мультфильмах Диснея.

В конце фильма Главный герой всегда выходит победителем над противоположной стороной, бросившей ему вызов. Не побеждает силой своего духа, не просвещает или перевоспитывает, не прощает или просто дистанцируется, а жестко физически (или морально) расправляется с Врагом. Ведь Главным Добрым Героем может быть только один. Причем часто победу над Главным злодеем одерживает не сам Главный герой, а его верные помощники. И это совсем не "Добро побеждает Зло". Победитель в финале получает все желаемое -  супружеское счастье, исполнение желаний или решение своих материальных проблем.

Аджелина Джоли в роли ведьмы МалефисентЕсть еще прелюбопытный момент. Практически всегда представители стороны Зла весьма харизматичны, по-своему симпатичны, сильны и привлекательны. И есть немалое количество зрителей, которые открыто говорят о своей симпатии главным злодеям. То есть, Дисней и соавторы осознанно оставляют выбор - симпатизировать главному Герою или главному Злодею. И все потому, что одна из основных задач мультфильмов Диснея, обозначив две Полярности, заставить каждого зрителя выбрать свою сторону (полярность). И не важно какую. И в этом я тоже вижу заложенную в сознание взрывчатку для последующего самоуничтожения личности. И если ты думаешь, что здесь я перегибаю палку и владельцы компании Диснея не романтизируют образ абсолютного Зла, пройди по этой ссылке и прочитай как Анджелина Джоли скоро порадует нас всех ролью самой страшной и могущественной ведьмы Малефисенты ("Спящая красавица"). Не уверен, что это кино снимается из-за чистой любви к искусству.

Для усиления образа Врага, сценаристы не скупятся в средствах выражения. Уж если ты осмелился бросить вызов Главному герою - будь любезен превращайся в абсолютное Зло. "Записался в секцию футбола? Будь любезен пей!". Для  полного очернения соперника в ход идет даже психолингвистика. Это тебе не злодеи из нашего детства - Вреднюга, Капризка, Плакса, Ленивка. Тут все по-взрослому. Так тетенька из "101 долматинец" получает имя Стервелла Де Вилль. Ворон-прислужник могущественной колдуньи Малефисенты из "Спящей красавицы" зовется Диабло. А толстого рыжего кота из "Золушки", который гоняет мышей и не очень любит главную героиню, зовут ни мало ни много Люцифером. Как если бы двое вредных мышат, докучающих коту Леопольду, звались например Сатана и Асмодей. Наверное диснеевские сотрудники так смешно шутят? Сомневаюсь. Подобного рода имена в христианской культуре табуированы, ибо несут на себе сильнейшую смысловую нагрузку и использовать их "в суе", тем более в детским мультике, на мой взгляд по меньшей мере странно. Или все это не случайно и служит достижению какой-то цели?

Есть еще один аспект в произведениях студии Уолта Диснея, который я бы хотел отметить. Дело в том, что в течении всего фильма с Главным героем не происходит никакого изменения. Вообще никакого. Нет никакого внутреннего роста персонажа. Вроде как все добрые герои настолько добры и одухотворены, что, являя собой гармоничную высокоразвитую личность, не должны ничего в себе менять по ходу повествования. Все, что происходит с героями Диснея - исключительно внешние события, а внутренний мир героев остается неизменным. Золушка как встречает нас в начале фильма милой затюканной девочкой с большими амбициями, такой и подходит к финалу. Разве только амбиции и желания (исключительно помощью птичек, старого пса и команды прикольных мышей) воплощаются в жизнь в виде молодого красавца-принца. То же и с Белоснежкой (кто загонял Королеву-мачеху на вершину скалы?). И в "Русалочке" Ариэль тихонечко отсиживалась в уголке пока веселый рак-отшельник Себастьян с птичками и рыбками сбивали спесь с ведьмы и пускали под откос все ее кованые планы. И так далее. Нет, я все-таки обязательно напишу такой же анализ советских мультов и произведений Хаяо Миядзаки. Там мы и вернемся к этой теме еще раз.

В общем, пора закругляться и подводить некоторые неутешительные выводы. Итак, какие же психологические установки закладывает пуританин и добряк Уолт Дисней в свои творения?
  • Мир исключительно черно-белый. Есть только Добро и есть Зло.
  • Все, кто любит и почитает Главного Доброго персонажа - суть добрые персонажи и будут жить. Все кто не любит Главного Доброго персонажа суть абсолютное Зло и скоро будут наказаны.
  • Главный герой, который уверен в том, что он чистое Добро, подвергается всяким абсолютно несправедливым нападкам со стороны злых сил. Таким образом, злые силы сами расписываются в своем зле и дают право добрым на их гонения.
  • Главный герой собирает вокруг себя добрых помощников, которые любят своего Доброго господина и помогают ему одержать верх над неприятелем.
  • Чаще всего противостояние героев - это борьба за лидерство или борьба с инакомыслием.
  • Главный герой всегда выходит победителем над противоположной стороной, бросившей ему вызов
  • Все, что происходит с героями Диснея - исключительно внешние события, а внутренний мир героев остается неизменным (наверное потому, что он априори признается совершенным и идеальным).
PS. Иногда мне кажется, что разворачиваемые сегодня события, в которых принимают участие разные страны, - сценарий нового мульта, написанный в команде Уольа Диснея. Все, кто рядом с Главным Добрым персонажем - Соединенными Штатами - добрые и будут жить. Все, кто не согласен с их политикой - абсолютное Зло и сами развязывают руки светлым силам Добра для скорейшего своего наказания. И убедить "Добро", что в мире есть что-то еще и это не всегда темное и плохое - вряд ли получится. А что можно еще ожидать от нескольких поколений людей, которые с кровью впитали идеологию, заложенную в каждом произведении Уолта Диснея и сотоварищи.

PSS. А проанализировать пару мультов на предмет подмены Смыслов, я сегодня так и не успел )). Но я обязательно к этому вернусь позже.

Tags: Уолт Дисней, трактовка мультфильмов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments