Светоискатель (dedushka_kumara) wrote,
Светоискатель
dedushka_kumara

Categories:

О веселых мультиках. Рапунцель, открой личико!

Приятные взгляды. Правла? ))Появилось свободная минутка и я бегом к своему ;-дневнику. Хочу немного поэкспериментировать и продолжить разговор о манипуляции сознанием в современном мире. Задача неблагодарная, так как на этом поле пасется столько разного уровня параноиков и шарлатанов, что любая попытка поговорить о подмене смыслов и скрытом символизме грозит обернуться в конспирологическое кликушество.

Я хотел бы вернутся к теме, которая очень занимает меня в последнее время  - присутствие в произведениях современной американской (а теперь уже и в российской, и не только) индустрии развлечений неких психологических установок и доминант, направленных на разрушения личности и общества, в том виде каким мы его знаем. Я понятия не имею "чьи кистей эти полотна". Может виновата во всем творческая группа злонамеренных инопланетян-рептилоидов, может не к ночи помянутые "Комитет 300" и "Бильдербергский клуб", может элементарная глупость и вседозволенный стеб сценаристов. Скорее всего, на деле все обстоит гораздо прозаичнее. Но от этого важность темы не уменьшается.

Эти самые деструктивные психотехники особо интересно отследить в мультфильмах - той продукции, которая легко проникает в любую семью и любой дом в любой стране мира. Этим и займемся.



То, что в крупнейшей в мире студии по производству мультфильмов - студии Диснея - происходит какая-то непонятная движуха можно понять, например, по этой истории. В 2003 году Рой Дисней, 73-летний племянник Уолта Диснея, обвинил нынешних боссов во главе с Майклом Эйснером в провальной политике фирмы: «Под Вашим руководством компания растратила творческую энергию и утратила связь с истоками». Праведный гнев Диснея-младшего толкнул его на организацию компании под названием «Спасите Диснея». Рой считал, что настоящая катастрофа, которая нависла над знаменитой империей анимации, — это потеря духа своего основателя Уолта Диснея. Я думаю, что Роя Диснея волновала не только финансовая сторона дела. Старик боролся за нечто большее.

Что значит потеря этого самого "духа основателя" и "утрата связи с истоками" можно хорошо понять в последних творениях студии. Не так давно посмотрели с дочкой мультфильм "Рапунцель". Все было хорошо - где надо смеялись, где не надо прослезились. Когда фильм закончился, меня охватило странное беспокойство. Природу его я разобрать не смог и оставил вопрос "на потом". С тех пор прошло больше года и я все-таки решил вернуться к этому мультфильму и немного покопаться в его начинке.

Кто-то из фольклористов сказал "Истина умирает два раза. Первый раз в мифе, второй раз  - в сказке". От себя добавлю - есть еще и третья смерть. окончательная, - в современных мультфильмах. После смерти в этих произведениях Истину реанимировать не удастся никому.


Сказка "Рапунцель" у братьев Гримм.

Колдунья и ее лифтПрочитать перевод этой сказки можно здесь. Далее идет пересказ сказки в моем вольном изложении.
Жила-была супружеская чета. Все у них было хорошо, но не было детей. Наконец женщина забеременела. Однажды она увидела в соседском саду, в котором жида колдунья, свежую травку рапунцель. Из этой травы часто делали салаты, поэтому женщина начала просить своего мужа принести ей эту траву. Муж отказывался воровать рапунцель у колдуньи, но наконец решился и полез ночью в соседский огород. Но не тут-то было! Колдунья раскрыла замысел соседа и потребовала от него отдать ей новорожденного ребенка.

Когда родилась девочка, ее назвали в честь этой злосчастной травы - Рапунцель. Как и было договорено, ее отдали колдунье. Колдунья воспитывала ее как свою дочь, хотя Рапунцель знала, что та не ее родная мать и называла ее "госпожа Гетель (Готель)". Когда девочке исполнилось одиннадцать лет колдунья поместила ее на самый верх башни. Рапунцель не могла спускаться вниз и жила взаперти. Когда колдунье нужно было подняться на верхний этаж башни - лифтом ей выступали длинные волосы Рапунцель, которая та сбрасывала в ответ на просьбу колдуньи. Так она жили несколько лет, пока однажды ловкий принц не нашел башню и не увидел как колдунья поднимается по волосам на башню. Его одолело любопытство и он попросил Рапунцель сбросить свои волосы. Когда он поднялся, то увидел красивую молодую девушку. Он сразу полюбил Рапунцель и лишил ее девственности.

Узнав об этом, колдунья в ярости сама обрезала волосы Рапунцель и выгнала ее в лесную чащу. Когда принц вернулся к башне, колдунья сбросила ему волосы Рапунцель. Он поднялся наверх и был встречен там разъяренной колдуньей. Та в наказание выцарапала ему глаза (в другом варианте перевода - глаза выцарапала кошка) и сбросила его вниз с башни. Принц долго блуждал в одиночестве по лесу, пока однажды не вышел на полянку где жила Рапунцель со своими двумя детьми-близняшками - мальчиком и девочкой. Он узнал ее голос, обнял ее и от слез Рапунцель у него чудесным образом вернулось зрение. Жили они долго и счастливо и умерли в один день.


Попытка трактовать сказку.

Сказка про Рапунцель - одна из самых интересных и "историчных" историй в западноевропейском фольклоре. В ней мы сталкиваемся с такими историческими свидетельствами, которые уходят в невероятную глубину веков. Поэтому мы можем только догадываться, о каких реальных событиях рассказывается в подобном сюжете. Но я не собираюсь сейчас заниматься скрупулезных анализом сюжета сказки. Я хотел поговорить о другом.

Я наберусь наглости и попробую самолично истолковать сюжет этой истории. Замечательные фольклористы типа В.Я Проппа и Джеймса Фрезера много писали о исторических корнях сюжета, в котором девушку помещают в башню, дом на дереве и т.д. При желании можно ознакомиться с их мнением здесь и здесь. Я же хотел бы высказать свое мнение. Сюжет истории явно рассказывает нам о передаче некоего сакрального знания через ученическую преемственность. Бездетная колдунья - жрица архаичного мира получает девочку, которую она собирается вырастить своей ученицей. В возрасте 11 лет она, следу специальной системе верований, помещает девочку в "ритуальное пространство" - верхний этаж башни. В том возрасте, когда у девочки начинаются регулы, ей нельзя ступать ногой на землю, видеть солнца, общаться с другими людьми и т.д. Видимо это связано с представлением, что при прикосновении к земле человек может потерять некую накопленную сакральную силу. Д.Фрезер приводит большое число фактов из жизни различных традиционных народов с подобными верованиями и практиками - почитай.

В сказке рассказывается об одном, довольно трагичном случае подобного рода практики. Девочка нарушает ратуальную чистоту и дисциплину. Да еще как! Ее лишают девственности! Она полностью теряет свою Сакральность и смысл последующего обучения. Ее наставница сама обозначает конец ученичества тем, что обрезает ее длинные волосы. Кстати, в древнейшей истории человечества, волосы играли огромную роль - это был вместилище некоей духовной силы. Многим королям древности категорически запрещалось стричь волосы, дабы не лишиться своей власти. Читай Библию - та все написано )). История про Самсона.

Принц, кстати, тоже в финале истории наказан. Он лишается зрения и становится нищим бродягой. Урок всем. кто вторгается своими низменными профаническими желаниями в Сакральное. И я на сто процентов уверен, что последний абзац сказки, где все персонажи встречаются на милой лесной опушке не имела никакого отношения к первоначальному варианту сказки и была "досказана" доброй мамочкой для успокоения своих напуганных малышей. Но мы ведь помним, что никогда сказки не считались произведениями для детей.

Получается, что в этой истории девушка Рапунцель - главный отрицательный персонаж. Она нарушила процесс духовного обучения, она не выдержала искушения, она подвела свою духовную наставницу. Может поэтому ее и зовут именем травы? Не зря это имя вызывало у многих переводчиков недоумение, а на русский язык однажды ее имя перевели как "Сурепка" или даже "Петрушка". Трава и есть трава.


А что мы видим у больших Творцов из студии Диснея?

ВладимирА видим мы довольно странную картину. Рапунцель - обманутая, несчастная девочка, которую еще в младенчестве украла злая ведьма. И не та колдунья из сказки - жрица архаичного мира, а обычная второсортная ведьма - тщеславная и лживая. Мало того, ведьма пользуется силой ее волос, чтобы навсегда сохранить свою молодость! А еще эта ведьма выдает себя за мать Рапунцель. Не просто "госпожа Гетель", а "матушка"... И мужской персонаж вовсе не принц, а обычный вор, который кидает даже своих подельников. Отличный пример для подражания! И бандиты - не смертельно опасные отбросы общества, а все как один Высокодуховные Индивидуальности с большой и нереализованной Мечтой внутри. Только странно, что никто из них не мечтает построить дом, родить сына или посадить дерево ))).

А самое замечательное, что отношения между Рапунцель и ведьмой - это не отношения ученицы и учителя, а самые обычные отношения мамы и дочки. И когда злейшее Зло в образе заботливой мамы начинает петь:

Госпожа ГетельМама умней, слушай свою маму
Очень страшен мир людей
Мама умней, я же врать не стану
Знаю точно, быть беде

Мамочка поймет, мамочка утешит
Безопасно только с ней
И не стоит прекословить
Мама умней


У меня, ей Богу, мурашки по коже бегут даже просто от чтения текста.

Каждый должен в эту секунду почувствовать, что сейчас твориться большое зло. Сценарист мультфильма четко закладывает в голову вашего ребенка установку: мама - это только нежное создание с большими и печальными глазами. Безвольное и страдающее. А если мама тебя наказывает, если мама тебе запрещает делать твои милые наивные глупости, которые так жизненно необходимы тебе в эту секунду, то это не твоя мама - это, укравшая тебя в детстве, Ведьма! От нее нужно как можно быстрее бежать! Ее можно даже убить! Ведь это не твоя мама, это худшая и самая порочная женщина в твоей жизни. А твоя мама конечно же королева, а сама ты не иначе как принцесса... И твоя мама ждет тебя где-то там... в сияющей дали...

Добрая матушкаИ когда ваша дочка в сложный воспитательный момент посмотрит на вас холодными глазами и тихо прошепчет "Ты не моя мама. Моя мама где-то меня ждет и плачет... А ты - Ведьма, которая украла меня от моей мамы...", вот тогда вы будете знать, кто аккуратно и незаметно выстраивал за вас сознание ВАШЕГО ребенка, кто определял его систему ценностей и выстраивал психологические доминанты, можете даже мысленно благодарить за эту услугу всю творческую группу, приложившую так много сил для создании милых детских мультиков.

И ты скажешь, что я перегибаю палку? Что я строю конспирологические теории на ровном месте, а на самом деле мультик очень даже добрый и прикольный? Как и сотни других таких же прикольных мультиков, которые ты свободно даешь смотреть своему ребенку - "ведь это не порнуха и не ужастики! Пусть смотрит!"

Я все больше начинаю задумываться об окружающем меня и моего ребенка мире. И начинаю понимать, что нужно каждое действие, каждое намерение делать Осознанно и Ответственно! И проблема не только в фильмах, играх и мультфильмах, дело в нашем участии в жизни ребенка и в его воспитании. Ведь это архиважно, то, с чем соприкасаются наши дети даже на самом простом уровне. И если мы расслабимся и пустим все на самотек, то найдется множество милых и весьма цивилизованных людей, которые с удовольствием воспитают наших детей за нас. Но будет ли потом в их жизни место нам?
Tags: Рапунцель, Уолт Дисней, анализ смысла, трактовка мультфильмов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments